Artsakhpress

Интервью

Александр Крылов: политика Запада повысила вероятность новых потрясений на Южном Кавказе

«Напряженность в зоне карабахского конфликта и на армяно-азербайджанской границе будет сохраняться с тенденцией к дальнейшему географическому расширению зоны столкновений».

Александр Крылов: политика Запада повысила вероятность новых потрясений на Южном Кавказе

Александр Крылов: политика Запада повысила вероятность новых потрясений на Южном Кавказе
СТЕПАНАКЕРТ, 25 марта, АРЦАХПРЕСС- Говорит в интервью «ГА» политолог, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Крылов, передает dialogorg.ru.
Вы сказали о том, что тридцатилетний переговорный процесс под эгидой МГ ОБСЕ закончился провалом. Так есть сегодня Минская группа ОБСЕ или ее нет?
- В контексте нынешнего острого конфликта России с коллективным Западом Минская группа ОБСЕ не была официально распущена. Но, как констатировал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, ее деятельность фактически прекращена по инициативе американских и французских участников. После этого Москва сосредоточилась на формате трехстороннего диалога России, Армении и Азербайджана на различных уровнях и, прежде всего, на уровне глав государств. В отличие от МГ ОБСЕ, СБ ООН и других переговорных площадок именно этот формат в ноябре 2020 года позволил подписать Трехстороннее заявление и прекратить военные действия в Нагорном Карабахе.
Российский план урегулирования армяно-азербайджанских отношений подразумевает подписание мирного договора между Ереваном и Баку при отложенном на неопределённый срок статусе Нагорного Карабаха и сохранении в зоне конфликта РМК как гаранта безопасности местного армянского населения. 
Ввод РМК в зону конфликта создавал условия для мирного урегулирования, открывал перспективу не только стабилизации обстановки, но и будущего более успешного экономического развития всего Южного Кавказа. В этом случае и проблема статуса НКР могла со временем утратить свою остроту и найти приемлемое для всех решение.
Понятно, что реализовать российскую модель урегулирования на практике было крайне сложно, однако шансы на это все же были. 
- Были? Их уже нет?
- Здесь вновь повторилась история с Бишкекским протоколом: в 2021–2022 гг. многочисленные формально миротворческие инициативы США и их союзников позволили не только максимально осложнить процесс мирного урегулирования при посредничестве и под эгидой Москвы, но и создать предпосылки для ликвидации российского военного присутствия в Нагорном Карабахе и в Армении. Тем самым политика коллективного Запада повысила вероятность новых потрясений и военных конфликтов на Южном Кавказе. 
-  Какими вам видятся в целом региональные процессы (с учетом все более тесного российско-иранского взаимодействия) и какие сценарии, в частности, для Армении наиболее вероятны? Чего ждать в ближайшем будущем?     
- После окончания 44-дневной войны прошло более двух лет, однако снижения уровня враждебности конфликтующих сторон не произошло. Высокий уровень напряженности сохраняется как на линии разграничения зоны ответственности РМК, так и на границе Азербайджана и Армении. Ситуация развивается в сторону новой военной конфронтации, а не по пути мирного урегулирования, который предлагала Россия и который был намечен в Трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 г.   
Очевидно, что в случае дальнейшего затягивания переговоров о заключении мирного договора азербайджанские власти продолжат политику всемерного давления на Армению, в том числе, путем дальнейшего «ползучего продвижения» азербайджанской армии на стратегически важные территории в зоне безопасности и на границе с Арменией. При этом напряженность в зоне карабахского конфликта и на армяно-азербайджанской границе будет сохраняться на высоком уровне с тенденцией к дальнейшему географическому расширению зоны столкновений. Дополнительным инструментом давления на Ереван стали заявленные различными «активистами» территориальные претензии к Армении путем «восстановления» Гейча-Зангезурской турецкой Республики, Западного Азербайджана и т.п. Пока подобные проекты остаются дополнительным элементом пропагандистских и дипломатических игр, однако в случае масштабной дестабилизации региона они могут быть задействованы на практике.
- Кто будет толкать к масштабной дестабилизации?
- Нестабильная ситуация на Южном Кавказе выгодна коллективному Западу, так как позволяет использовать проблемы региона в собственных интересах в контексте конфронтации с Россией и Ираном. Вероятный сценарий хаотизации данного региона, как и в случае с Ближним Востоком, Северной Африкой и Украиной, может соответствовать интересам коллективного Запада. Россия же кровно заинтересована в стабильном и успешном развитии этого приграничного с ней региона, что было бы самым действенным средством нейтрализации имеющихся и потенциальных угроз ее национальной безопасности.  
Будущее региона зависит не только от основных игроков, но и от того исторического выбора, который сделают государства региона в нынешней переломной ситуации на глобальной международной арене. 
- Какие варианты выбора, и к чему, по-вашему, приведет каждый из них?
- Первой из имеющихся альтернатив является однозначный евроатлантический выбор и делегирование своего суверенитета «коллективному Западу». При этом, по определению директора программы российских и евразийских исследований Центра Карнеги в Вашингтоне Е.Румера, все постсоветские государства (за исключением противника Запада России) представляют собой «серую зону геополитической неопределенности». Такая «геополитическая неопределенность» предопределяет использование данной территории в качестве плацдарма в конфронтации с Россией, Ираном и Китаем для экспансии во внутренние районы Евразии. На Украине такой плацдарм в итоге превратился в поле боя коллективного Запада с Россией.   
Россия, Индия и Китай предлагают государствам Евразии альтернативный выбор в виде своих интеграционных проектов (БРИКС, ШОС, Большая Евразия, Один пояс – один путь, Международный транспортный коридор «Север–Юг» и др.), которые не имеют конфронтационного характера, призваны изменить политический и экономический ландшафт мира. Их успешное претворение в жизнь позволит выстроить сбалансированную систему международных отношений, обеспечить устойчивое развитие, окажет стабилизирующее влияние на ситуацию на Южном Кавказе, в Евразии и в мире в целом. Очевидно, что подобный оптимистический вариант может стать реальностью не в ближайшем будущем, а в исторической перспективе.

     

Политические

Пашинян и Алиев впервые после событий в Арцахе соберутся на саммите СНГ

Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев впервые после осенних событий в Нагорном Карабахе встретятся на полях неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге 26 декабря.

Шойгу назвал российскую армию гарантом мира в Сирии и Нагорном Карабахе

Российские группировки войск остаются основным гарантом сохранения мира в Сирии и Карабахе.

К призыву политических и гражданских сил Республики Арцах к международному сообществу уже присоединились более 200 организаций

Первый актуальний и основополагающий документ, принятый после произошедших в сентябре 2023 в Арцахе трагических событий, получил широкую поддержку арцахцев – свои подписи под ним поставили избранные руководители десятков сельских  общин всех административных  районов Арцаха и избранные мэры всех городов республики, в том числе мэр столицы Арцаха Степанакерта.

Экономические

Общественные

Глава Арцахской епархии: Основой возвращения должно стать сохранение государственных структур Арцаха в Матери-Армении

Измученный в результате девятимесячной блокады со стороны Азербайджана и гуманитарного кризиса, наш народ оказал героическое сопротивление и на поле боя.

Является ли ребенок, рожденный в семье вынужденного переселенца Арцаха, бенефициаром поддержки правительства Республики Армения?

Сотрудница комитета по жилищным вопросам Республики Арцах Зина Гасян предупреждает, что на горячей линии правительства Армении 114 опровергают тот факт, что новорожденный в семье вынужденно переселенца из Арцаха является бенефициаром, давая "классический" ответ: родился в Республике Армения, не является бенефициаром программы поддержки в размере 100 000 драмов.

Правительство Армении выделит 2 млрд драмов на покрытие первичных расходов вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха

Правительство выделит 2 млрд драмов на покрытие первичных потребительских расходов вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха.

Военные

Самые просматриваемые

месяц

неделя

день

Search